Волна консолидации в индустрии контейнерных перевозок сократила число крупных контейнерных перевозчиков с двадцати до дюжины, и они еще более укрупняются через объединение в альянсы для совместного использования судов и терминалов. Далее эта тенденция заставила портовых операторов привлекать линии в качестве акционеров, чтобы обеспечить заходы меньшего числа, но более крупных судов.
Китайские корпорации Cosco, China Merchant и China Overseas Port Holding с 2010 года инвестировали более четырех млрд долларов в покупку долей в 21 из 50 крупнейших контейнерных портов мира, пишет WSJ со ссылкой на исследование Тео Ноттебома, преподавателя экономики в портовой индустрии в университетах Китая и Бельгии. Это в дополнение к более чем 40 млрд долларов, которые Китай вложил в развитие собственных морских портов.
Cosco инвестировала в покупку долей в терминалах в Сиэтле, итальянском порту Вадо и греческом Пирее. В прошлом году компания купила контрольный пакет акций Администрации порта Пирей - оператора последнего из трех контейнерных терминалов в крупнейшем порту Греции, еще не принадлежавшего китайской корпорации за 300 млн долларов. По итогам 2016 года Пирей стал одним из самых быстрорастущих активов Cosco, контейнерооборот здесь вырос на 14%.
China Overseas - оператор пакистанского порта Гвадар с 2013 года - инвестирует в проекты в порту 1 млрд долларов.
"Китайцы могут планировать вдолгую и участвовать в проектах в странах с тоталитарными режимами в Африке и Азии, в которых акционеры и общественное мнение не позволяют участвовать европейским компаниям", - отметил глава одного из западных операторов, комментируя ситуацию для WSJ.
Тем не менее, APM Terminals - терминальный оператор в структуре холдинга AP Moller Maersk A/S, которому принадлежит крупнейший в мире контейнерный перевозчик Maersk Line, с 2010 года инвестировал в развитие своей терминальной сети 7,9 млрд долларов. Вторая крупнейшая линия Mediterranean Shipping Co в январе приобрела 54% акций крупнейшего контейнерного терминала в порту Лонг- Бич.