В последнее время всё отчётливей видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми перегрузами. Декларируется это необходимостью защиты дорожного покрытия и безопасностью дорожного движения. На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешённой нагрузки на ось.
Чиновники и перевозчики не отрицают, что проблема превышения нагрузки на ось действительно актуальна. По оценке «Росавтодора», ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам грузовиками, составляет более 2,5 трлн руб. По разным оценкам, с превышением нагрузки сейчас следует более 30% всех грузовых автомобилей. В среднем они перегружены на 45%.
Грузовладельцы в погоне за сокращением стоимости доставки хотят максимально загрузить машину. На нарушения, по словам участников рынка, часто идут грузоотправители при перевозке небольших, но тяжелых грузов, а грузоперевозчик узнаёт о перегрузе когда автомобиль попадает на весовой контроль.
Особенно острой проблема «перегруза» является в области контейнерных перевозок. Большая доля импортных контейнеров приходит в порт с массой брутто выше 20 тонн, и это всегда перевес по осям. Получить разрешение на перевозку тяжеловесного груза в контейнере невозможно , так как разрешение выдается на общую массу автопоезда, а перевес на ось не учитывается, только если груз неделимый. При выдаче разрешения принимают к рассмотрению не груженый опломбированный контейнер, а сам груз в контейнере, который всегда практически делимый (на палетах, в биг-бегах, коробках и т.д.). Поэтому разрешение на перевозку тяжеловесного груза получить нельзя.
На ужесточающиеся штрафные санкции и возрастающий контроль за весовыми параметрами грузов начинают реагировать все участники рынка. Так, на сайте Первого контейнерного терминала, уже появился документ (Соглашение об использовании инфраструктуры и организации автотранспортного процесса обработки экспортно-импортных грузов), в соответствии с которым вся ответственность и финансовые риски за перегруз в ближайшее время лягут на транспортные компании работающие с ПКТ:
2.1.6. При погрузке в (на) транспортное средство Автопредприятия тяжеловесного груза (груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств или допустимые осевые нагрузки транспортных средств) и (или) крупногабаритного груза (груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает предельно допустимые габариты транспортных средств) обеспечить до начала погрузки наличие специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее «специальное разрешение»). В случае, если под погрузку Автопредприятием подано неисправное транспортное средство или транспортное средство в состоянии, непригодном для перевозки груза, в том числе, если в результате погрузки груза превышена масса транспортного средства или допустимые осевые нагрузки транспортного средства, либо габариты, в том числе указанные в специальном разрешении, Порт вправе отказать в погрузке груза в транспортное средство Автопредприятия и (или) запретить выезд транспортного средства с грузом за территорию Порта. В указанных случаях на Автопредприятие возлагаются обязательства по оплате работ (услуг), в том числе по повторной погрузке (разгрузке) и (или) дополнительному хранению на территории Порта груза, которые связаны с подачей под погрузку неисправного или непригодного для перевозки груза транспортного средства.
2.1.7. В случае привлечения Порта к административной ответственности за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, в отношении поданных Автопредприятием под погрузку транспортных средств, Автопредприятие компенсирует Порту убытки в части расходов на оплату наложенного на Порт административного штрафа.
Очевидно, что подобные меры заставят транспортников серьёзней подходить к вопросу транспортировки контейнеров, а грузоотправителям предстоит задуматься о целесообразности перегруза контейнеров.