За прошедший 2017 год отечественный рынок автоперевозок увеличил свой оборот на 15%, тем самым преодолев отметку в 733 миллиарда рублей. Официальные цифры статистики рапортуют о 6,5 миллионах грузовиков, осуществивших перевозку более 5,5 миллиарда тонн различных грузов. Однако доля транспортных компаний от этих впечатляющих количеством нулей цифр составляет лишь около 30% всех российских грузов. Кто же осуществил другие 70%?
Очевидно, что в настоящее время сфера грузоперевозок подчинена грузовладельцу: заказчик диктует, лоббирует и порой навязывает свои правила игры. Ввиду того, что в перевозках участвует огромное количество компаний-посредников и всевозможных диспетчеров, рынок автомобильных перевозок неоднороден и непрозрачен. По прогнозам специалистов, сектор сборных грузов, триггером роста которого эксперты считают развитие e-commerce, за 2018 год значительно подрос и составил порядка 180 млрд рублей.
Неуклонно продолжает расти количество перевозок грузов, заказанных через интернет: 20-30% ежегодно. Так как для железной дороги подобные перевозки чрезмерно затратны по временному, человеческому и финансовому ресурсу, то львиную долю таких грузоперевозок берут на себя автоперевозчики, которые в жесткой конкурентной борьбе за клиента не редко идут на занижение стоимости перевозки.
Знаковым для логистической отрасли стало открытие движения по Крымскому мосту, повлекшее увеличение грузопотока до 1000 фур в сутки.
На 20 000 российских транспортных компаний приходится почти 2 млн ИП. В регулярные логистические бизнес процессы все больше входят специальные мобильные приложения, в которых грузовладелец находит перевозчика, а автоперевозчик получает загрузку.
Ближайшее время – декабрь и первая половина января – период традиционного спада количества перевозок и, как следствие, снижения доходности экспедиторской деятельности, которая снижается до 5-7%, в то время, как в другие месяцы в среднем составляет 20-25%.
Разумеется, ключевым вопросом для любого бизнеса является фактор рентабельности. В то время, как крупные игроки отрасли находятся под прицелом контролирующих органов и вынуждены подчиняться нормам действующего законодательства, платить сборы, штрафы и создавать рабочие места, «серые» индивидуальные предприниматели с успехом уклоняются от уплаты налогов, провозя мимо корзины бюджета, по самым скромным оценкам, примерно 500 млрд рублей в год. Примечательно, что эта цифра в целом вполне сопоставима с объемом лицензированных игроков.
Исходя из реалий, описанных выше, правительство наконец начало подготовку закона «О грузовых автомобильных перевозках», который бы обозначил четкие критерии входа в отрасль грузоперевозок. «Стать перевозчиком сможет только тот, кто находится в реестре: зарегистрирован, как логистическая компания, экспедитор или грузовой перевозчик. Мне кажется, это не только обеление рынка, это повышение конкуренции, снижение цены, – комментирует инициативу президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.