Специалисты Центра стратегических разработок (ЦСР) предлагают для повышения эффективности таможенного администрирования ограничить контроль на границе, отчасти заменив его анализом деятельности компаний до и после осуществления поставок.
Таможенное администрирование в РФ остается недостаточно эффективным по сравнению с лучшими мировыми практиками, при этом множественные проверки со стороны контролирующих органов создают давление на бизнес. Такие выводы в своем докладе делают эксперты ЦСР (Галина Баландина, Юрий Пономарев, Сергей Синельников-Мурылев, Андрей Точин).
Авторы доклада рекомендуют ввести обязательное предварительное декларирование, чтобы отразить факт ввоза в адрес конкретного импортера. При ввозе партии предложено присваивать единый номер для сквозного контроля вплоть до продажи товара в розницу. Выпуск товаров предлагается осуществлять до уплаты пошлин под финансовые гарантии импортера (не на товар, а на определенный период времени). Оформление завершается после принятия товара к бухучету и подтверждения правильности расчета и уплаты платежей.
Для реализации механизма ЦСР рекомендует объединить информационные базы ФТС и ФНС, передав ФНС сначала функции взимания косвенных налогов (НДС, акцизы), а затем и администрирования всех таможенных платежей (ФТС будет передавать данные о ввозимых товарах). При этом исчисление пошлин может происходить в те же сроки, что и налогов. По мнению специалистов ЦНС, информационная разобщенность налоговой и таможенных служб позволяет компаниям уклоняться от уплаты пошлин и внутренних налогов с использованием фирм-однодневок.
По словам замглавы ФТС Тимура Максимова, передача полномочий ФНС несет бюджетные риски:
«Важно понимать, что при передаче этих полномочий и неизменности отчетных налоговых периодов будут два последствия: кассовый разрыв и падение собираемости пошлин. Сейчас ФТС на этапе до выпуска собирает 100% от начисленного».
Вместо объединения информбаз в ФТС считают более целесообразным обмен в режиме онлайн — указывая, что у ведомств разный функционал.
В ЦСР признают, что масштабные изменения невозможны без резерва на случай недобора платежей. Помимо этого потребуется изменение и наднациональных документов (в частности, нового таможенного кодекса ЕАЭС). Однако кодекс позволяет реализовать большинство норм за счет корректировок в национальном праве, указывают в ЦСР, отмечая, что пакет схожих упрощений уже готовит Казахстан.