По информации газеты «Ведомости», госкомпания «Автодор» и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) могут быть реформированы после выборов в 2018 году. Формальный старт обсуждениям реформирования «Автодора» и Росавтодора пока не дан, однако с подачи Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина варианты уже несколько месяцев прорабатываются в закрытом режиме.
Согласно информации на сайте госзакупок, год назад ЦСР выиграл конкурс (цена контракта - 111 млн руб.) на разработку «целевого видения» состояния отрасли. Он должен подготовить стратегию развития дорожного хозяйства до 2030 г., а также новую модель управления им, уточнив границы деятельности ключевых субъектов отрасли, в том числе Росавтодора. Финальный вариант ЦСР должен представить к 5 октября.
По предварительным данным, ЦСР рассматривает два основных варианта. Первый - переподчинение ГК «Автодор» Минтрансу (сейчас подчиняется напрямую правительству, а стратегию утверждает наблюдательный совет госкомпании). Второй - реформа обеих структур: «Автодор» вместе с Росавтодором войдут в объединенную корпорацию, которая получит новую организационно-правовую форму (к примеру, станет публичной правовой компанией), при этом появится и регулятор. Всего предложений около десяти, большинство из них сводятся к этим двум вариантам, хотя есть и вариант «ничего не менять». Финальную версию после выборов 2018 г. будет утверждать уже новое правительство.
В настоящее время Федеральное дорожное агентство занимается строительством и ремонтом бесплатных дорог, в то время как госкомпания «Автодор» отвечает за платные проекты, привлекая внебюджетные деньги.
Ссылаясь на аналитиков, «Ведомости» отмечают, что «Автодор» планирует до 2030 г. увеличить протяженность скоростных магистралей с 5100 до 17 000 км, в том числе 2000 км рассчитывает построить к 2020 г. при условии внебюджетного финансирования через концессии и ГЧП (на программу требуется 12 трлн руб., до 50% - от инвесторов). Однако они предполагают, что темпы строительства платных скоростных магистралей будут ниже из-за отсутствия решений правительства и нехватки инвесторов.