В июле 2019 года в Общественной Палате на встрече представителей транспортных компаний и ФНС России была разработана «Хартия участников рынка грузоперевозок автомобильным транспортом». Главная цель «Хартии» – устранить конкурентные преимущества, получаемые путем налоговой оптимизации, нарушения отраслевого законодательства и административных правонарушений. Вступая в «Хартию», организации обязуются уплачивать в полном объеме все налоги, оформить всех своих сотрудников в штат, зарегистрировать в СВП «Платон» все транспортные средства массой свыше 12 тонн и не допускать перегруза своих ТС сверх разрешенной максимальной массы.
Согласно положениям «Хартии», перевозчик должен быть юридическим лицом, иметь в собственности транспортные средства, обязан оформить трудовые отношения с водителем и предоставить подтверждающие документы. Если собственником ТС является не сам перевозчик, нужно предоставить договор аренды, при этом собственник обязательно должен быть предпринимателем. Для подтверждения уплаты налогов за водителей перевозчик должен предоставить отчет по форме 6-НДФЛ, а с 01.01.2020 – отчет СЗВМ.
Кроме того, все подписавшие «Хартию» плательщики НДС соглашаются добровольно раскрывать свою налоговую тайну путем направления в свою ИФНС соответствующего заявления, а также сообщать членам Экспертного совета Хартии АТС информацию о способах получения налоговых вычетов, превышающих 70% от суммы начисленного налога.
Прозрачность бизнеса, равные правила для всех участников отрасли— это, конечно, прекрасно. И крупные игроки рынка грузовых автоперевозок к этому стремятся. Основная претензия к мелким и “серым” перевозчикам заключается в применении различных схем так называемой оптимизации налогообложения, за счёт чего такие перевозчики получают конкурентное ценовое преимущество перед большими и «белыми» игроками. Очевидно, что государство обязано регулировать поведение всех участников грузоперевозок и обеспечивать им всем равные условия для ведения бизнеса.
Однако за все время, прошедшее с начала существования «Хартии», так и остается открытым вопрос, какими механизмами участники «Хартии» или ее экспертный совет будут воздействовать на недобросовестных перевозчиков. И что вообще дает вступление в Хартию АТС перевозчику или экспедитору? На текущий момент складывается впечатление, что кроме обещания защитить крупный бизнес от повышенных налоговых рисков, связанных с неуплатой экспедиторами и перевозчиками налога на добавленную стоимость, пользы от этого проекта пока нет. Нарисованной представителями ФНС и Общественной Палаты прозрачной конкурентной среды с равными принципами ценообразования, повышения инвестиционной привлекательности и общего роста национальной экономики за счет улучшения условий ведения бизнеса для добросовестных участников рынка пока не наблюдается.