18 апреля Артём Баршай, генеральный директор «СоюзХимТранс-Авто», выступил с докладом на дискуссионной сессии в рамках выставки TransRussia/TransLogistica. Темой для разговора стала наболевшая проблема – частные автоперевозчики в Экономической Деятельности России. Публикуем основные тезисы Артёма Владимировича.
«Уважаемые коллеги, кто сталкивался с тем что, запрашивая цену у более-менее крупной автотранспортной компании, получаешь ставку значимо выше той, которую дал частный перевозчик? Поговорив с частником, который подтвердил вывозы за сравнительно небольшие деньги Вы думаете: «Эти … «жирные коты», чтоб не сказать резче, автотранспортные компании, совсем заелись – либо вообще не готовы вывозить, либо ставки называют не адекватные рынку! Бывало?
Цель моего краткого выступления приоткрыть эту завесу и рассказать почему серьезные автотранспортные компании дают более высокие ставки, чем частники и не берутся за перевозки с нарушением весогабаритных характеристик груза.
Ни для кого не секрет, что в нашей стране в последние годы были введены законы, которые, так или иначе, повлияли на автотранспортную отрасль. Например, система «Платон» – была введена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года. После чего было несколько повышений сборов, кстати, очередное грядет 1 июля текущего года, ставка увеличится до 2.15 копеек. Но уже на данный момент сборы при перевозке на Москву составляют примерно 3 000 руб.
Что в это время делает частный перевозчик? Естественно – основная забота как прокормиться, а не пополнение бюджета средствами! Делаем вывод – частный бизнес, в большинстве своем, «Платон» не платит. Крупные компании, которые у всех фискальных органов на виду, себе такого позволить не могут. Вот и находим первые 3 000 руб. разницы в ставке на Москву.
Что же касается перевозки тяжеловесных грузов – тут средний бизнес проигрывает по всем показателям. Взять те же штрафы – за одно и то же превышение нагрузки на ось физическое лицо заплатит 15 000 руб., а юридическое – более 300 000 руб. Будет ли после этого автотранспортная компания испытывать судьбу? Нет, конечно, этим займется частник, оформивший транспорт на физическое лицо.
У неискушенного зрителя может создаться впечатление, что законы и их контроль осуществляются с таким расчетом, чтобы конкурентное преимущество получили частные перевозчики – те, которые, не платят положенные государством сборы, не создают рабочие места, не платят соответствующие налоги, не так сильно рискуют и могут находить варианты при перевозке тяжеловесных грузов!
На наш взгляд, без дополнительного контроля и регулирования не обойтись. По сути, автотранспортная отрасль брошена на произвол – ведь даже в Министерстве Транспорта нет профильного комитета, отвечающего за грузовые автоперевозки. Мы считаем, что в нашем бизнесе должна быть создана организация на подобие СРО. Эта организация должна контролировать благонадежность перевозчиков. И сами перевозчики на выборной и сменной основе должны входить в ее президиум.
Мы знаем, что в настоящее время работа над созданием подобного реестра ведется с 2х сторон. Это ТПП РФ, которая предлагает на своей площадке организовать систему контроля, и сама будет вести этот реестр. И ассоциация «Грузавтотранс», которая предлагает полномочия по ведению реестра передать государственному контролирующему органу, созданному на базе Минтранса.
Какие выгоды получат участники транспортного сообщества? Государство – увеличение собираемости налогов и платежей; единый орган, выражающий позицию грузовых автоперевозчиков; качественно новый уровень порядка в отрасли и безопасности перевозок. Перевозчик – прозрачные условия по конкуренции. Выигрывает тот, чья оргструктура и транспортная схема эффективней, а не тот, кто успешно «договаривается» на ходу перевозки и не платит налоги. Возрастает срок службы транспорта вследствие того, что «тяжелые» грузы становятся исключением. Заказчик (грузовладелец) – ясные и однозначные правила игры. Тяжелые и крупногабаритные грузы не может возить никто, кроме специального транспорта, имеющего на то особое разрешение, полученное на основе ясных и понятных требований любым заинтересованным в нем перевозчиком.
По нашей концепции работа с такими перевозчиками должна производиться посредством транспортных компаний-агрегаторов. То есть, транспортная компания, включенная в реестр перевозчиков, несет ответственность за своих подопечных – тех, кто находится в реестре от ее имени. По сути, этот агрегатор может оказывать комплексный сервис тем перевозчикам, которых привлек под свои знамена – начиная от бухгалтерского и юридического сопровождения, заканчивая обеспечением их работой, гарантию оплаты за которую берет на себя».